Рекомендации по работе с агрессивными детьми

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.     Агрессивным считается поведение, «приносящее физический или моральный ущерб другим людям». Психологи выделяют несколько возрастных периодов «естественной» повышенной агрессивности у детей: возраст 3-х лет, 6-7 лет и подростковый возраст.

     При этом агрессия у детей возникает в двух случаях:
1. Исчерпаны все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
2. Как «выученное поведение», когда агрессивные поступки становятся повтором поведения родителей или других значимых людей (и даже персонажей кинофильмов).
     Проявления агрессии бывают разными:
     Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
     Словесная агрессия – использование бранных слов.

Что делать если у ребёнка агрессивное поведение?

1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).
4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
5. Обсуждать поведение только после успокоения.
6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
7. Учить нести ответственность за свои поступки.
8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.
9. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
11. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
12. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.
13. Сохранять спокойный эмоциональный тон.
14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.
15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)
18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

     Психологи также рекомендуют педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом педагог должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения.

     Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие дети избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

поделиться в: