С поступлением ребёнка в учреждение дошкольного образования в его жизни происходит множество изменений.
К таким изменениям можно отнести: распорядок дня, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка.
Основные трудности, возникающие в период адаптации:
• Нарушения распорядка дня, т.е. в домашних условиях распорядок дня не придерживается «детсадовского»;
• У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.д.;
• Отсутствие правильной речи;
• Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
• Возраст
• Состояние здоровья
• Уровень развития
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками
• Сформированность предметной и игровой деятельности
• Приближённость домашнего распорядка дня к распорядку в детском саду
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации:
• По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним
• Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру
• Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики»
• Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего
• Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий
Что делать, если… Ребёнок начал ходить в детский сад:
• Установите тесный контакт с работниками детского сада
• Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
• Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов
• Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка
• Поддерживайте дома спокойную обстановку
• Не перегружайте ребёнка новой информацией
• Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы
Ребёнок плачет при расставании с родителями:
• Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду
• Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства
• Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет
• Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
• Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада
• После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры
• Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
• Будьте терпеливы
Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша!