26 января 2023 г. в государственном учреждении образования «Ананичская средняя школа» в рамках проекта ШАГ (Школа Активного Гражданина) прошел Единый день информирования для VIII–XI классов.
Тема: «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики».
В рамках ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ»:
Ведущие 8-11 классов познакомили учащихся с содержанием информационных блоков:
«Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»;
«Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»;
«Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».
В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»:
Ведущие организовали обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Ведущими были использованы следующие вопросы для обсуждения информационного блока 1:
В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62 место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018. Как вы считаете, что позволило нашей стране добиться таких результатов?
В 2022 году Академия наук Беларуси отметила знаменательную дату – 100-летие белорусской академической науки.
Какими достижениями гордится наша наука? Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
Мировая наука имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Докажите, что наша страна не уступает мировой науке.
Скульптурная композиция «Преемственность белорусской науки» выполняет не только декоративную функцию, но и несет значительную смысловую нагрузку. Как вы думаете, какую?
Какие условия созданы для поддержки молодых ученых? Согласны ли с высказыванием гениального ученого А. Эйнштейна: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой»? Аргументируйте свою точку зрения.
Знаете ли вы, какой памятный знак установлен около входа в здание Национальной академии наук Беларуси?
Как вы понимаете суждение: «Будущее нашей экономики по всем направлениям – это наука … Экономика знаний – это единственное, что нас может спасти как независимое и суверенное государство, приумножить наши богатства». Аргументируйте свою точку зрения.
В фокусе обсуждения: инновационные технологии, технический прогресс, приоритетные направления развития инноваций в стране; исследования, ориентированные на конкретные запросы промышленности и другие отрасли экономики, результаты научных исследований, значимость научных открытий для повседневной жизни, поддержка молодых ученых, гражданская позиция, чувство гордости за ученых Беларуси.
Ведущими были использованы следующие вопросы для обсуждения информационного блока 2:
Как вы думаете, какое значение для развития науки имеет мысль, высказанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Важно, чтобы цепочка “школа – вуз – академические институты” работала реально, конкретно и результативно»?
Какие возможности предоставляют учреждения образования для удовлетворения учащимися школ, студентами своих творческих способностей, научных интересов? Какие условия созданы в Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи?
Олимпийские звезды – это не только спортсмены, но и победители предметных олимпиад и др. Расскажите о своих личных достижениях (участие в проектной, исследовательской деятельности, олимпиадах, научнопрактических конференциях и др.).
В фокусе обсуждения: государственная поддержка одаренных учащихся, тесное ваимодействие школы, вуза, академических институтов как возможность раскрытия талантов и интересов учащейся молодежи, условия для поддержки талантливой молодежи, содействие воспитанию всесторонне развитой личности, творческие способности, практические конференции, олимпиады, личные успехи.
Ведущими были использованы следующие вопросы для обсуждения информационного блока 3:
Что такое наука в вашем представлении? Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?
Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?
15 февраля 2019 года Президенты Беларуси и России А. Г. Лукашенко и В.В. Путин посетили образовательный центр «Сириус» в Сочи. При посещении этого образовательного центра Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что в Беларуси «готовы открыть технопарк примерно по образцу “Сириуса”». Когда начал функционировать Национальный детский технопарк? Какова его цель?
Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает детский технопарк?
В фокусе обсуждения: Национальный детский технопарк, совершенствование умений и навыков самостоятельной творческой, исследовательской деятельности, упорство в достижении цели, желание познавать окружающий мир, интерес к учебным предметам, изучаемым в школе; повышение интереса к учебной деятельности, расширение кругозора в области достижений отечественной и мировой науки.
В рамках ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»:
Ведущие подвели итоги:
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
- Зачем и для чего человеку нужны знания?
В рамках данного этапа учащимся предложено стать участником:
- составления «Хит-парада из 10 открытий XXI века»; международных конкурсов для школьников (по ссылке «Полезные ресурсы» https://ncip.by/openwip/#about);
- конкурса рисунков «Мир науки глазами детей»;
- выставки «Исследовательские работы учащихся школы»;
- организации опытов для учащихся начальных классов; интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»;
- республиканской недели технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее»;
- спартакиады учащихся по техническим видам спорта «ТехноСпорт»;
- республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект»;
- конкурса научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»;
- республиканского конкурса «ТехноЕлка»;
- республиканского смотра инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования;
- республиканском слета изобретателей и рационализаторов – учащихся и работников учреждений образования;
- тематических и персональных выставок учащихся.