АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В 1-ОМ КЛАССЕ
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Что же такое «адаптация»?
Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией».
Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Неустойчивое приспособление. В это период организм ребёнка находит оптимальные варианты реакций на новые условия.
Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия.
В эти периоды у ребёнка можно наблюдать признак утомления (снижение артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления). Дети могут капризничать, многие жалуются на головную боль, усталость. Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 2 месяца, наиболее сложными являются первый и второй этапы.
Социально-психологические условия адаптации ребенка к школе.
- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики);
- развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
- саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);
- умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.
Для определения уровня успешной адаптации с ребятами проводились методика Е.Р. Горелова «Выявление школьной тревожности у детей» и проективные методика «Рисунок школы» и теста «Домики» (тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребёнка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребёнка к школе.
Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребёнку. Соблюдать чёткий режим. Помните, что ребёнку нужна ваша любовь и забота. А семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребёнка к школе.
Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошёл день ребёнка. В тот момент, когда ребёнку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребёнка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации Очень Важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учёба.
Система взаимоотношений детей в классе.
Взаимоотношения – сложная система контактов, которые складываются с конкретными людьми.
Есть два вида отношений в классе:
- обязательные;
- дружеские (необязательные).
Основа межличностных отношений – это ЧУВСТВА.
Симпатия, сближение – готовность к сотрудничеству;
Антипатия, отдаление – нежелание сотрудничать.
Для того, чтобы Наш класс был дружным, отношения между ребятами положительные, необходимо соблюдать правила-законы класса, как детям, так и родителям.
Законы класса.
Закон Добра – Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
Закон Познания – Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и готовься к самостоятельной жизни.
Закон Заботы – Прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон взаимоотношений – Главное относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Закон милосердия – Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.
Закон уважения – Хочешь, чтоб тебя уважали, - уважай права и интересы других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
Закон правды – Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон свободы – Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон здоровья – Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
Закон дружбы – Дорожи школьной дружбой, цени свой класс, школу. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
Рекомендации.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением;
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе;
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником;
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками;
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха;
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу;
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Но у первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Я желаю успехов Вам и вашим детям! Любите своих детей!