План работы Родительского университета государственного учреждения образования «Ананичская средняя школа» на 2024/2025 учебный год. Для родителей учащихся V-IX классов

     Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

     Основные задачи Родительского университета:
    ♦ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
    ♦ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
    ♦ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
    ♦ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

     Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
     I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
     II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
     III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

     Формы проведения занятий:
     • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

     Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
     - формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
     - повышение интереса родителей к самообразованию;
     - удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
     - повышение уровня педагогической культуры родителей;
     - активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
     - развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
     - охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

     Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

5-й класс

1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе.

28.09.2024

Консультация

Цинский А.В., классный руководитель

2

Тема 2. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

23.11.2024

Разработка и распространение буклета

Цинский А.В., классный руководитель, Шикун Е.С., педагог социальный

3

Тема 3. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

25.01.2025

Вебинар

Цинский А.В., классный руководитель

4

Тема 4. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

25.04.2025

Родительское собрание

Цинский А.В., классный руководитель

6-й класс

1

Тема 1. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

26.10.2024

Родительский чат

Карбовская Л.О., классный руководитель

2

Тема 2. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.

21.12.2024

Круглый стол

Карбовская Л.О., классный руководитель, Шикун Е.С.., педагог социальный

3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

22.03.2025

Разработка и распространение буклета

Карбовская Л.О., классный руководитель

4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

24.05.2025

Родительское собрание

Карбовская Л.О., классный руководитель

7-й класс

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

28.09.2024

Консультация

Турок О.Н., классный руководитель, Шикун Е.С., педагог социальный

2

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

 

28.12.2024

 

Родительский чат

Турок О.Н., классный руководитель

3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

25.01.2025

Круглый стол

Турок О.Н., классный руководитель

4

Тема 4. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

26.04.2025

Родительский чат

Турок О.Н., классный руководитель, Шикун Е.С., педагог социальный

8-й класс

1

Тема 1. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

28.09.2024

Разработка и распространение памятки

Кремень Н.Е., классный руководитель

2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

 

23.11.2024

 

Консультация

Кремень Н.Е.., классный руководитель, Капская Т.В., заведующая Ананичским ФАПом

3

Тема 3. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

22.02.2025

Родительский чат

Кремень Н.Е., классный руководитель

4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

26.04.2025

Родительское собрание

Кремень Н.Е.., классный руководитель, Шикун Е.С., педагог социальный

9-й класс

1

Тема 1. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек. 

26.10.2024

Консультация

Непевная И.Л.., классный руководитель, Капская Т.В., заведующая Ананичским ФАПом

2

Тема 2. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

21.12.2024

Разработка и распространение памятки

Непевная И.Л., классный руководитель

3

Тема 3. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

22.03.2025

Родительское собрание

Непевная И.Л., классный руководитель

4

Тема 4. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

24.05.2025

Консультация

Непевная И.Л., классный руководитель

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог социальный, классный руководитель

6

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник

7

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник

8

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель, педагог социальный

поделиться в: